Класс Big Decimal

Класс BigDecimal расположен В пакете java.math.

Каждый объект этого класса хранит два целочисленных значения: мантиссу вещественного числа в виде объекта класса Biglnteger, и неотрицательный десятичный порядок числа типа int.

Например, для числа 76.34862 будет храниться мантисса 7 634 862 в объекте класса Biglnteger, и порядок 5 как целое число типа int. Таким образом, мантисса может содержать любое количество цифр, а порядок ограничен значением константы integer.MAX_VALUE. Результат операции над объектами класса BigDecimal округляется по одному из восьми правил, определяемых следующими статическими целыми константами:

В классе BigDecimal четыре конструктора:

При использовании третьего из перечисленных конструкторов возникает неприятная особенность, отмеченная в документации. Поскольку вещественное число при переводе в двоичную форму представляется, как правило, бесконечной двоичной дробью, то при создании объекта, например, BigDecimal(0.1), мантисса, хранящаяся в объекте, окажется очень большой. Она показана на рис. 4.5. Но при создании такого же объекта четвертым конструктором, BigDecimal ("0.1"), мантисса будет равна просто 1.

В Классе переопределены методы doubleValue(), floatValue(), intValue(), longValue().

Большинство методов этого класса моделируют операции с вещественными числами. Они возвращают объект класса BigDecimal. Здесь буква х обозначает объект класса BigDecimal, буква n — целое значение типа int, буква r — способ округления, одну из восьми перечисленных выше констант:

abs() — абсолютное значение объекта this;

add(x) — операция this + х;

divide(х, r) — операция this / х с округлением по способу r;

divide(х, n, r) — операция this / х с изменением порядка и округлением по способу r;

mах(х) — наибольшее из this и х

min(x) — наименьшее из this и х

movePointLeft(n) — сдвиг влево на n разрядов;

movePointRight(n) — сдвиг вправо на n разрядов;

multiply(х) — операция this * х

negate() — возврзщает объект с обратным знаком; 

scale() — возвращает порядок числз; 

setscaie(n) — устзнавливает новый порядок n ;

setscaie(n, r) — устанавливает новый порядок п и округляет число при необходимости по способу r;

signumo — знак числа, хранящегося в объекте;

subtract(х) — операция this - х;

toBiginteger() — округление числа, хранящегося в объекте;

unscaiedvalue()—возвращает мантиссу числа.

Листинг 4.4 показывает примеры использования этих методов, а рис. 4.5 — вывод результатов.

Рис. 4.5. Методы класса BigDecimal в программе  BigDecimalTest

Листинг 4.4. Методы класса BigDecimal В программе BigDecimalTest

import java.math.*;

class BigDecimalTest{

  public static void main,( String [] args) {

    BigDecimal x = new BigDecimal("-12345.67890123456789");

    BigDecimal у = new BigDecimal("345.7896e-4");

    BigDecimal z = new BigDecimal(new Biglnteger("123456789"),8);

    System.out.println("|x| = " + x.abs());

    System.out.println("x + у = " + x.add(y));

    System.out.println("x / у = " + x.divide(y, BigDecimal.ROUND__DOWN));

    System.out.println("х / у = " +

      x.divide(y, 6, BigDecimal.ROUND_HALF_EVEN)); 

    System.out.println("max(x, y) = " + x.max(y)); 

    System.out.println("min(x, y) = " + x.min(y)); 

    System.out.println("x « 3 = " * x.movePointLeft(3)); 

    System.out.println("x » 3 = " + x.mpvePQintRight(3));

    System.out.println("x * у = " + x.multiply(y));

    System.out.println("-x = " + x.negate());

    System.out.println("scale of x = " + x.scale());

    System.out.println("increase scale of x to 20 = " + x.setScale(20));

    System.out.println("decrease scale of x to 10 = " + 

            x.setScale (10, BigDecimal.ROUND_HALF__UP)) ; 

    System.out.println("sign(x) = " + x.signum()); 

    System.out.println("x - у = " + x.subtract(y)}; 

    System.out.println("round x = " + x.toBiglnteger());

    System.out.println("mantissa of x = " + x.unscaledValue());

    System.out.println("mantissa of 0.1 =\n= " +

      new BigDecimal(0.1).unscaledValue()); } }

Приведем еще один пример. Напишем простенький калькулятор, выполняющий четыре арифметических действий с числами любой величины. Он работает из командной строки. Программа представлена в листинге 4.5, а примеры использования калькулятора — на рис. 4.6.

Листинг 4.5. Простейший калькулятор

import Java.math.*; 

class Calc{

  public static void main(String[] args){ 

    if (args.length < 3){

     System.err.println("Usage: Java Calc operand operator operand"); 

     return; 

   }

   BigDecimal a = new BigDecimal(args[0]); 

   BigDecimal b = new BigDecimal(args[2]); 

   switch (args[l].charAt(0)){

     case '+': System.out.println(a.add(b)); break; 

     case '-': System.out.println(a.subtract(b)); break; 

     case '*': System.out.println(a.multiply(b)); break; 

     case '/': System.out.println(a.divide(b,

                         BigDecimal.ROUND_HALF_EVEN)); break; 

     default : System.out.println("Invalid operator"); 

   } 

}

Почему символ умножения — звездочка — заключен на рис. 4.6 в кавычки? "Юниксоидам" это понятно, а для других дадим краткое пояснение.

Рис. 4.6. Результаты работы калькулятора

Это особенность операционной системы, а не языка Java. Введенную с клавиатуры строку вначале просматривает командная оболочка (shell) операционной системы, а звездочка для нее — указание подставить на это место все имена файлов из текущего каталога. Оболочка сделает это, и интерпретатор Java получит от нее длинную строку, в которой вместо звездочки стоят имена файлов через пробел.

Звездочка в кавычках понимается командной оболочкой как обычный символ. Командная оболочка снимает кавычки и передает интерпретатору Java то, что надо.

 

Сайт создан в системе uCoz