Урок 2

Меню

Урок 4

УРОК 3.
Ввод данных с клавиатуры.

     В последних задачах предыдущего урока требовалось вычислить одно и то же выражение для различных значений входящих в него переменных. Нам приходилось менять значения переменных с помощью операторов присваивания, а потом повторять строчку программы с нужным арифметическим выражением.

     Было бы проще, если бы имелась возможность запускать одну и ту же программу для разных значений переменных. Эту возможность обеспечивают инструкции ввода INPUT.

Пример. Вычислите сумму двух чисел.

INPUT A,B
PRINT A+B
END

     При запуске этой программы на экране появится приглашение в виде знака вопроса. Это означает, что программа ожидает ввода с клавиатуры. Наберем два числа, на клавиатуре, отделив одно от другого запятой, и нажмем клавишу Enter, чтобы отметить конец ввода. Инструкция INPUT воспримет эти два числа и запишет первое из них в переменную А, а второе в переменную В. Дальше программа будет работать с теми значениями, которые мы ввели — подсчитает их сумму и выведет ее на экран. Каждый раз при запуске эта программа будет ожидать ввода чисел, и пока инструкция INPUT не получит от клавиатуры два числовых значения, следующие инструкции выполняться не будут. Таким образом, каждый раз при запуске программа вычислит сумму любых двух чисел, которые мы введем с клавиатуры, а в инструкциях самой программы ничего исправлять не надо.

     При описании инструкций языка Basic мы будем заключать в квадратные скобки [ ] необязательные части инструкции, которые обычно используют для задания дополнительных параметров или режимов работы инструкции. Если их не указывать, то компилятор сам примет решение, как ему интерпретировать данную инструкцию.

В общем виде инструкция ввода выглядит так:

INPUT [;][приглашение,] список переменных

     Список переменных — это имена переменных, перечисленные через запятую. Числовые значения, которые будут набираться на клавиатуре, записываются в эти переменные по порядку: первое число — в первую переменную, второе — во вторую и т. д. Сколько переменных стоит в списке, столько чисел надо набрать на клавиатуре. Отделять числа одно от другого нужно запятыми (в некоторых версиях языка Basic вводимые числа можно разделять пробелами). В конце ввода нужно нажать клавишу Enter.

     Приглашение — это любой текст, заключенный в двойные кавычки " ". Этот текст будет выводиться на экран при выполнении данной инструкции INPUT. Если приглашение отсутствует, то выводится знак вопроса “?”.

     Если сразу после слова INPUT поставить точку с запятой ;, то после ввода текущая позиция на экране не переместится на следующую строку, и последующий вывод программы продолжится в той же строке.

Пример.

     В предыдущей программе вместо инструкции INPUT А, В можно написать любую из следующих инструкций:

INPUT "Введите А и В", А, В
INPUT "А и В ->", А, В
INPUT; А, В
INPUT ; "sum of A and В", А, В

Задание для практической работы.

     Выполните программу суммирования двух чисел с каждой из приведенных выше инструкций ввода. Обратите внимание на изменение формы вывода на экран. Теперь можно более строго описать инструкции PRINT:

PRINT [список выражений] [;]

     Список выражений — это произвольные арифметические выражения или строки текста, заключенные в двойные кавычки. При этом для арифметических выражений вычисляются и печатаются их значения, а для строк выводятся все символы, расположенные между кавычками. Одно выражение от другого в списке можно отделять запятыми или точкой с запятой.

     Если в конце инструкции PRINT поставить точку с запятой, то после вывода не будет осуществлен переход на следующую строку.

Примеры.
     В программе суммирования двух чисел можно написать любую из следующих инструкций PRINT:

PRINT А, В, А+В
PRINT А; В; А+В
PRINT "сумма"; А+В
PRINT "сумма", А, "и", В, "равна" ,А+В

     Добавим в нашу программу еще вычисление произведения и сделаем ее “совсем красивой”:

PRINT "сумма и произведение двух чисел"
INPUT "введите два числа ", А, В
S=A+B
Р=А*В
PRINT "сумма"; А; "и"; В; "равна" ;S
PRINT "произведение"; А; "на"; В; "равно"; Р
END

     В этой простейшей программе содержатся все составные части, которые должны присутствовать в больших и сложных программах. Первая строка печатает заголовок программы — информацию о том, для чего предназначена программа. Вторая строка осуществляет ввод необходимых для работы данных. Третья и четвертая строки вычисляют нужные значения. Пятая и шестая строки печатают результаты со всеми необходимыми пояснениями.

     По образцу программы для суммы и произведения чисел составьте программы, которые печатают заголовок о своем назначении, вводят с клавиатуры необходимые данные и выводят результат с нужными пояснениями для следующих задач.

1. Вычислите площадь прямоугольника по двум сторонам.
2. Вычислите гипотенузу прямоугольного треугольника по двум катетам.
3. Вычислите площадь правильного треугольника по его стороне.
4. Вычислите площадь круга и длину окружности данного радиуса R.
5. Вычислите площадь треугольника по основанию и высоте.
6. Вычислите площадь треугольника по двум сторонам и углу между ними.
7. Вычислите площадь прямоугольного треугольника по катету и гипотенузе.
8. Вычислите площадь треугольника по трем сторонам (формула Герона).

Урок 2

Меню

Урок 4

Яндекс цитирования Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz