.:: Занятие III ::.

Тема:

     Стандартные функции и процедуры. Применение в простейших линейных программах.

     Для решения задач нам понадобятся стандартные функции и процедуры.

     Функция - это такая организация преобразования переданного ей значения, при которой это измененное значение передается обратно.

     Процедура - это такая организация преобразования переданного ей значения параметра, при которой изменяется значение этого параметра, и, в отличие от функции, не возвращает никакого значения.

     Познакомимся с основными, наиболее часто используемыми функциями и процедурами:

  1. Арифметические функции
    • Abs(x), где аргумент и результат являются переменными целого или вещественного типа - вычисляет модуль (абсолютную величину) числа х
    • Cos(x), где аргумент и результат являются переменными вещественного типа - вычисляет косинус х
    • Sin(x), где аргумент и результат являются переменными вещественного типа - вычисляет синус х
    • Frac(x), где аргумент и результат являются переменными вещественного типа - выделяет дробную часть числа х
    • Int(x), где аргумент и результат являются переменными вещественного типа - выделяет целую часть числа х
    • Pi, где результат является переменной вещественного типа - вычисляет значение pi
    • Random(x), где аргумент и результат являются переменными целого типа - генерирует случайное число в пределах от 0 до х включительно. Если параметр х не задан, то формируется вещественное число от 0 до 1. Перед использованием данной функции нужно инициализировать генератор случайных чисел при помощи процедуры Randomize (см. ниже)
    • Sqr(x), где аргумент и результат являются переменными целого или вещественного типа - вычисляет квадрат числаю
    • Sqrt(x), где аргумент и результат являются переменными целого или вещественного типа - вычисляет квадратный корень из числа
  2. Функции преобразования типов
    • Chr(x), где аргумент типа Byte, а результат типа Char - возвращает символ, у которого код в таблице ASCII равен х
    • Ord(x), где аргумент может быть любого порядкового типа, а результат типа LongInt - возвращает порядковый номер значения х при начале нумерации с нуля
    • Round(x), где аргумент вещественного типа, результат типа LongInt - округляет число х до ближайшего целого
    • Trunc(x), где аргумент вещественного типа, результат типа LongInt - выделяет целую часть числа х.
  3. Функции для порядковых типов
    • Odd(x), где аргумент типа LongInt, а результат логического типа - определяет, является ли число четным (результат false) или нечетным (результат true)
    • Pred(x), где аргумент и результат любого порядкового типа - получает предшествующее значение
    • Succ(x), где аргумент и результат любого порядкового типа - получает последующее значение
    • Upcase(x), где аргумент и результат типа Char - преобразует букву латинского алфавита в соответствующую ей заглавную (буква х может быть как строчной, так и заглавной).
  4. Процедуры для порядковых типов
    • Dec(x), где аргумент любого порядкового типа - уменьшает значение переменной х на 1
    • Dec(x,n), где х любого порядкового типа, а n типа LongInt - уменьшает значение переменной х на n
    • Inc(x), где аргумент любого порядкового типа - увеличивает значение переменной х на 1
    • Inc(x,n), где х любого порядкового типа, а n типа LongInt - увеличивает значение переменной х на n
    • Randomize - инициализирует генератор случайных чисел.

Правила применения функций:

  • чтобы воспользоваться функцией, нужно указать ее в правой части оператора присваивания;
  • при обращении к функции необходимо в круглых скобках указать ее аргументы;
  • в разделе описания переменных правильно указывайте типы переменных, которые хотите употребить в качестве аргумента или результата функции;
  • в одном выражении можно обратиться к нескольким функциям.

Правила применения процедур:

  • для выполнения процедуры ее надо вызвать в программе в виде оператора;
  • в разделе описания переменных правильно указывайте тип переменной, которую хотите употребить в качестве аргумента процедуры.

Задача.

     Найти значения выражений:

  1. (1+x)2 - [sqr(1+x)]
  2. (5(1+A))1/2 - [sqrt((1+A)*5)]
  3. |A+ bx| - [abs(A+b*x)]

     Теперь уже можно переходить к составлению программы.

Program Primer;
Uses
     Crt;
Var
     A : word; {так как подкоренное выражение должно быть положительно}
     b, x, Rezult : integer;
Begin
     ClrScr;
     Writeln(‘Введите значения переменных (A-положительно)’);
     Write(‘A=’);
     Readln(A);
     Write(‘b=’);
     Readln(b);
     Write(‘x=’);
     Readln(x);
     Result := sqr(1+x);
     Write (‘sqr(1+x)=’, Rezult);
     Result := sqrt((1+A)*5);
     Write (‘sqrt((1+A)*5)=’, Rezult);
     Result := abs(A+b*x);
     Write (‘abs(A+b*x)=’, Rezult);
     Readln;
End.

предыдущее занятие меню следующее занятие
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz